суббота, 19 января 2013 г.

Новый-старый проект или как я делаю обложки для книжек. Часть 2.


Итак, в прошлой части (начало здесь) мы закончили на груде запчастей для будущей обложки





Следущий этап работы - раскрой материала. Поскольку из-за размера пялец вышивка у меня расположена в центре отреза, то мой раскрой будет не супер рациональным и экономным (кстати если на лицевой стороне нужно сохранить определенный рисунок тоже особо не сэкономишь).


Примеряю внешнюю часть обложки, чтобы уж точно быть уверенной, что моя вышивка окажется в центре


Переворачиваю на изнанку и обвожу исчезающим (или водорастворимым) маркером. Если этого всего нет, можно воспользоваться карандашиком, но если ткань светлая, то есть риск, что он"пролезет на лицо". Если использовать мел,  в процессе работы он быстро сотрется, а контуры нам еще пригодятся в будущем.



Обвожу заготовку, далее по трем краям (кроме стороны, прилегающей к корешку) делаю припуск 1,5 см для загиба на внутреннюю сторону (дальше на картинке будет более понятно о чем я:)) . Именно такой размер припуска получился как то сам собой, главным критерием было чтобы при накладывании потом заглушки весь загнутый припуск находился под заглушкой особенно в местах скругленных углов.



 Если бы я делала обложку полностью из одной ткани, то дальше работа выглядела следующим образом: откладываем 2,5 см (ширина железной линейки) от внутреннего края обведенной внешней части обложки проводим линию - это граница 2-й внешней части обложки, прикладываем к ней вторую катонную заготовку и обводим и рисуем припуски. В итоге у нас получается на ткани: лицевая внешняя часть+корешок+задняя внешняя часть. По всему периметру этой конструкции должны быть припуски 1,5 мм


Цветной корешок немного меняет работу, но принцип тот же. Обводим лицевую внешнюю деталь, рисуем припуски 1,5 см по трем сторонам. Со стороны корешка делаем припуск 1/2 ширины корешка (в моем случае 2,5/2 = 1,75 см) Именно такой припуск нужен для того, чтобы он состыковался с припуском задней внешней детали. Кроим.


Стачиваем на машинке с заготовкой корешка. Заутюживаем припуски на корешок. То же самое проделываем с задником. В итоге у нас получается вот такая штука



То же самое нужно сделать и с внутренними заглушками с той лишь разницей, что припуск делаем 1 см по всему периметру детали (можно и меньше). Так как припуски нам придёться загибать на скругленных углах нам нужно сделать надсечки, а чтобы на уголках не было не нужных утолщений вырезаем треугольники - получаем забавную детальку (точнее 2). Хочу обратить внимание, что при надрезании не стоит усерствовать и приближаться к линии обводки детали. Если сделать глубокий надрез, то на лицевой стороне могут получиться неаккуратные скругления.



Следующий этап - сборка. На этом этапе нужен ПВА, кисточка, тряпочка-"приглажка":) (я использую марлю или бинт).
Здесь все достаточно просто главное:
- сильно не тереть - ткань растягивается и ее может перекосить
- не лить много клея - останутся пятна
- следить за осыпающимися нитками, чтобы они не попадали между тканью и картоном иначе - -- будут ненужные рельефы, которые не разравняешь:)
- обязательно платно прижимать ткань к торцам деталей, иначе на выходе можем получить ненужные пустоты и неровный край.

Клей я наношу на картонную деталь и прикладываю к ткани (при этом деталь выгибается и тут все зависит от толщины картона, чем картон толще, тем меньше степень изгиба), затем переворачиваю на лицевую (тканевую) сторону и прохочусь по всей поверхности марлечкой, как-будто промакиваю.


Затем по периметру с изнанки наношу клей и заворачиваю припуски, "промакиваю", плотно-плотно еще на этапе заворачивания прижимаю все торцы. Можно сначала приклеить все уголки а потом прямые "пролеты". Честно признаться в этот раз я была не очень аккуратна и изнанка у меня получилась страшненькая, но на общую работу это не повлияло, расклеиться все это дело не должно, поэтому обладатель обложки об этом не узнает:) Аналогично делаем вторую заготовку. И кладем обе готовые заготовки под пресс минут на 15.



Теперь раньше самое нелюбимое  нужно на одну из заглушек приклеить резиночки, которые в будущем будут держать нашу книгу. Для того чтобы резинки на изнанке не создавали лишних объемов, мешающих склеивать поверхности, делаю канавки, куда и буду "топить резинки". Канав нужно 8 - по 2 на каждую резинку. Начало канавки у меня на расстоянии 2,5 см от края, конец - через 5 мм, т.е 3 см от края.





Дальше нудная работа - выскабливание картона. Чтобы было "копать" проще я делаю внутри канавки неглубокие (чтобы не испортить лицо) надрезы через 1-3 мм



и пототом удаляю лишнее






Убираем оставшийся мусор



Необходимы размер резинок, определяется опытным путем, т.е. прикладываю - слегка натягиваю отрезаю - по получившемуся образцу нарезаю еще 3 шт.



Раньше я клеила резинки клеем ПВА - это сплошное мучение. Потом до меня дошло, что на изнанке то можно и "Момент" использовать, страшного ничего не произойдет и все пошло как по маслу и за 3 секунды:) Заранее нужно приготовить обрезок картонки и зажимы, у меня они строительные (муж и его учитель подарили на 8 марта:))))), но можно использовать и обычные прищепки, единственный их минус они не дают сильного прижима, но в любом случае это лучше чем сидеть  и держать склеиваемые детали минут 15. Техника склеивания проста, сначала приклеиваю все 4 резинки одним краем (на картинке понятнее) и прижимаем зажимами.
Поясню, картонки нужны для того, чтобы зажимы не оставляли на следов на деталях (в моем случае картонка вообще двойная, т.к красные зажимы оставляют следы даже через 1 картонную проставку), а если картонка длинная, то она немного увеличит площадь прижима.




Потом приклеиваю все резинки вторым краем. Тут нужно приноровиться.





В итоге получаем 2 готовые заглушки. Канавы с резинками я заклеиваю крафт-бумагой (мне по случаю достался целый рулон), раньше клеила обычной писчей. Этот способ я увидела в интернете, зачем это делают я не очень поняла, на дальнейшее склеивание вроде как не влияет, но красиво:), поэтому делаю так же. Отправляем обе заглушки под пресс под пресс пока мы будем заниматься другими деталями.



Первое что я делаю с основной заготовкой обложки - корешок. Вырезаем из бумаги (если это делать из картона, даже самого тонкого корешок будет очень жестким, хотя для личной обложки я использовала картон) заготовку ширина = ширине корешка, длина = длине корешка с припусками, т.о мы усилим края корешка.



т.к у меня на корешок заутюжены припуски, то чтобы скрыть возможные деффекты при совмещении припусков, я приклеиваю корешок под припуски корешка. Отправляю все это под пресс минут на 20 и иду пить чай.
Поскольку нам прийдется загибать припуски всей детали, то на корешке образуется очень большое утолщение из-за припусков корешка, чтобы этого не случилось отрезаем по 1,5 см припусков корешка с каждого края (дальше не фото будет понятнее).
Самое сложное для меня это заложить складочки на скругленных уголках. Сначала я их закладываю на сухую, потом прижимаю чем-нибудь, чтобы остались контуры и только потом клею. Закладывать на клей у меня как-то не получается аккуратно:) Мои помощники в этом деле  маленькие ножнички или длинная иголка, зажимы и душевное умиротворение, если последнего нет - все пропало:)).









Зажимаем все это дело, кстати здесь можно не бояться что останутся следы. Кстати, на фото видно как подрезаны корешковые припуски. Сами корешковые припуски я приклеила на бумажку, но лучше это делать не на этом этапе, т/к/ потом пришлось клеить еще.


И начинаем клеить, особое внимание уголкам и промакиванию:)



После того как проклеила уголки обязательно нужно прижать их зажимами!!!



 Если просто положить под пресс, то они получаются "рыхлыми" и неаккуратными. На этих фотках конечно не особо заметно, но покажу их

это правильный



это "кака"


Загибаю все припуски по периметру. Получается почти вещь:)



Дальше все это отправляется под серьезный пресс. Чтобы корешок тоже прессовался, вкладываю картонку в корешочный проем :) толщина картонки должна быть примерно такой же что и толщина основных деталей


Пока все это лежит делаю заглушку для корешка из ткани и бумаги тут все просто. Вырезаю бумажку в длину чуть короче чем корешок. Ткань беру из расчета чтобы "крылья" незаметно ушли под заглушку. Загибаем и приклеиваем лишнее.



Дальше все придется объяснять на словах, т/к/ я почему то решила что снимать это не нужно:)
Достаем из под пресса обложку и вклеиваем "корешковую заглушку". Крылья приклеиваем к картонкам обложки. В углубление корешка опять вкладываем картонку и все это отправляем под пресс или зажимаем. Выглядеть будет примерно так



 Минут через 20 достаем все это хозяйство и делаем на заднике обложки небольшое отверстие для резинки.



Длину резинки определям как две длины задника плюс 3-4 см. С лицевой стороны задника протаскиваем концы резинки на изнанку. Дальше крепим резинку аналогично как мы это делали на заглушке: канавки 2 шт (сверху и снизу отверстия) - клей Момент - зажимы - бумажка для красоты



Теперь все просто. Наконец то приклеиваю заглушки.



Прижимаю зажимами. Как показала практика чем их больше, тем лучше. Можно сразу и под пресс положить, но мне кажется что после зажимов склеивается лучше.


После того как обе заглушки приклеены побыли минут по 20-30 с зажимами Отправляю обложку под пресс часов на 12. Справедливости ради нужно сказать что я стараюсь после каждого склеивания/ обклеивания класть заготовки под пресс на ночь (до полного высыхания клея), тогда изделие меньше ведет, выгибает и все такое. Если на каком-то этапе я вижу что у меня образовался пузырь, что-то не приклеилось и т.п на помощь мне приходит одноразовый шприц с иглой. Набираю в него ПВА и все это лечится подтканевыми и междетальными уколами:))))
Когда уже готовое изделие достаем из под пресса корешок обложки дубовый и незгибаемый (если использовала крафт бумагу или картон, с обычной бумагой таких проблем нет). Обрабатываю его струей горячего пара и потихонечку начинаю придавать скругленную форму, делаю это осторожно, чтобы не было заломов.

И НАКОНЕЦ!!!!!! ВУА-ЛЯ!!! Иду пить чай или шампанское:)


2 комментария:

  1. Отличный блог:) Все очень интересно и просто описанно! ты молодец! Захотелось сразу сделать!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. ))))) Аня, у тебя есть возможность лично задать вопросы:)

      Удалить